?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Протоязык
портрет
wgrek
Для меня русский человек – человек, который думает и говорит на Русском языке. Независимо от цвета кожи и разреза глаз. Русский язык, на мой взгляд, определяет русский менталитет и является величайшей ценностью нашего народа. Хочется верить – неотъемлемой ценностью.

На первый взгляд, так уж сложились обстоятельства, что письменных и архитектурных памятников нашей древней истории не сохранилось. Это не совсем верно – сохранился самый главный памятник нашей древней истории – Русский язык.

Где, как и когда родился Русский язык (а с ним и русский народ)?

Русский язык является одним из славянских языков, входящих в индоевропейскую языковую семью. Рассмотрим его место в классификации:
1 уровень – индоевропейские языки
2 уровень – группа Сатем – по произношению индоевропейские языки делят на группы Сатем и Кентум по произношению числительного 100 в двух классических языках «сатем» в санскрите и «кентум» в латыни.
3 уровень – балто-славянская ветвь
4 уровень – славянская группа
5 уровень – восточнославянские языки
6 уровень – русский язык

Примерно по такой схеме и представляется история происхождения русского языка:
1. Языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка, носители которого жили порядка 6 тыс. лет назад.
2. Примерно тогда же праиндоевропейский язык разделился по диалектам или территориально на западную (кентум) и восточную (сатем) группы. Причём родоначальником сатем группы часто считают ведический санскрит (на котором была написана Ригведа – 3900 г. до н.э.).
3. Миграция индоиранских народов в Европу привела к образованию северной группы, распавшейся, в свою очередь, на германскую и балтийскую ветви. Происходило это на рубеже II и I тысячелетий до н.э. (примерно 3000 лет назад).
4. Дальнейшая экспансия на Балканы привела к выделению славянских языков к середине I тысячелетия до н.э. (чуть больше 2500 лет назад).
5. В I тысячелетии н. э. славяне под давлением римской империи стали просачиваться на север и восток Европы, что в VI-VII вв. н. э. привело к появлению южной, западной и восточной групп славянского языка. Восточнославянский язык был представлен большим числом диалектов, определяемых племенными различиями и заимствованиями из языков коренного населения. Образование единого государства – Киевской Руси сблизило эти языки в древнерусский язык.
6. В XVII веке начинают формироваться русский, белорусский и украинский языки на базе древнеславянского.

Такая вот вырисовывается схема. Некоторые её эпизоды «симпатично» представлены в книге В. В. Виноградова «Основные этапы истории русского языка»:
Занимая Восточно-Европейскую равнину, славяне вступали на территорию давних культур в их многовековой смене. Элементы древнегреческой культуры были занесены сюда издавна ионийцами, колонизаторами черноморского побережья. Установившиеся здесь культурно-исторические связи славян со скифами и сарматами также нашли отражение и отслоение в языке восточного славянства.

Сложное взаимодействие и скрещение разных языков в среде восточного славянства ярко обнаруживаются уже в смешанном составе дохристианских славянских богов. "О славянском происхождении имени Перуна, - писал акад. Ф. Е. Корш, - теперь не может быть речи". Известно, что киевский князь Владимир - до принятия христианства - стремился установить свой пантеон, объявив военно-дружинный культ Перуна общим культом славян и объединив около Перуна целый ряд других богов: Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. Это боги разноплеменного и разноязычного состава.
 
С другой стороны, в таких явлениях, как коляда (ср. лат. Kalendae), русалии (ср. rosalia) и т. п., можно видеть влияние, идущее с Запада. Таким образом, язык восточного славянства уже на заре своей исторической жизни выступает как носитель и объединитель сложных и разнообразных культурных традиций.

Сложность доисторических судеб восточнославянского языка обнаруживается и в загадочном происхождении самого имени Русъ, русский. Многие считали и считают его исконным славянизмом (представители автохтонно-славянской теории). Кто выводил его из роксолан, считая их славянским племенем, смешанным с иранцами, скифо-сарматами. Кто связывал название Руси с мифическим обозначением народа Ros у еврейского пророка Иезекииля, перенесенным затем византийцами на славян; кто искал следы этого имени в названиях разных народов, населявших до славян Южную Русь или прилегающие к ней страны. Были гипотезы, выводившие русское имя от финнов, литовцев, мадьяр, хазар, готов, грузин, евреев и от разных неизвестных народов. У норманистов господствует теория о связи имени Русь с финским термином "Ruotsi", которым финны называли шведов, а может быть, и вообще жителей скандинавского побережья.

Наиболее авторитетные историки и историки-географы пришли к выводу, что славяне расселялись по Восточной Европе то большими племенными союзами, то значительно меньшими группами, чем роды и племена. Славяне как бы просачиваются в окружавшую их среду других племен и народностей. "Главною особенностью славянской колонизации всегда была "ползучесть" ее... Вследствие этого постоянно изменялась граница русской земли, распадались прежние союзы" (С. М. Середонин). Племенные группировки славян были недолговечны, неустойчивы…

 

Вот такими партизанскими тропами, по мнению наиболее авторитетных историков и историков-географов, шла история русского народа.

Вот такой народ – собиратель чужих земель, чужой культуры, чужих богов!

Ну не враг ли своего народа мог такое насобирать, и поднялась ведь рука такое написать. Может действительно «враг народа»: Из семьи священника (отец репрессирован в 1930). В 1934 арестован и сослан в Вятку, где отбывал ссылку до 1936. После начала войны «как социально опасный элемент» выслан в Тобольск до 1943 (как не ожесточиться в таких условиях). Однако, по личному распоряжению Сталина, Виноградов был поставлен в 1950 фактически во главе советского языкознания. В последние годы жизни Виноградова его идеи получали признание достаточно широкого круга лингвистов, и его школа сформировалась как крупнейшая в русистике. В то же время в представлении многих филологов складывалась неприятная репутация Виноградова – советского начальника, препятствующего свежей инициативе в науке и неспособного эффективно ей руководить. Мемуаристами и историками науки (в том числе нейтрально или положительно относящимися к Виноградову) отмечалась слабость академика к различного рода званиям и почестям. Известно, впрочем, что Виноградов не злоупотреблял своими административными полномочиями, нередко помогая находившимся у властей на недобром счету старым коллегам. Напомню, что Институт русского языка РАН носит славное имя академика В. В. Виноградова.

Не очень приятно про своих предков читать то, что пишет Виноградов. Можно, конечно, смириться с таким подходом, но существует нескольких соображений, могущих поставить всё с головы на ноги.

1. «С другой стороны, в таких явлениях, как коляда (ср. лат. Kalendae), русалии (ср. rosalia) и т. п., можно видеть влияние, идущее с Запада». Это если смотреть сзади, а если смотреть спереди, то можно видеть влияние, идущее на Запад.

2. Существует «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», где русским языком написано, что предки наши пришли в приладожье 4,4 тыс. лет назад, когда Западом ещё и «не пахло», во времена расцвета цивилизации долины Инда и ведического санскрита (примерно 2500 г. до н. э.).

3. Индийский санскритолог Дурга Прасад Шастри заложил мину в фундамент теории происхождения индоевропейских народов своим докладом «Связь между русским языком и санскритом» в 1964 году. Не буду приводить весь доклад – его легко найти в интернете и прочитать, так как небольшой. Выдерну только несколько цитат:
Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: «русский и санскрит». И не потому, что некоторые слова в обоих этих языках похожи, как и в случае со многими языками, принадлежащими к одной семье. Например, общие слова могут быть найдены в латыни, немецком, санскрите, персидском и русском языках, относящихся к индоевропейской группе языков. Удивляет то, что в двух наших языках схожи структуры слова, стиль и синтаксис. Добавим ещё большую схожесть правил грамматики - это вызывает глубокое любопытство у всех, кто знаком с языкознанием, кто желает больше знать о тесных связях, установившихся ещё в далёком прошлом между народами СССР и Индии.

В заключение статьи приведу простое и очень полезное правило грамматики Панини, чтобы показать, насколько оно применимо в русском словообразовании. Панини показывает, как шесть местоимений преобразуются в наречия времени простым прибавлением «-da». В современном русском осталось только три из шести приведённых Панини санскритских примеров, но они следуют этому правилу 2600-летней давности...
… В европейских и индийских языках нет таких средств сохранения древних языковых систем, как в русском. Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые тёмные главы древней истории на благо всех народов.

 

Относительно Панини: Панини – древнеиндийский лингвист, живший примерно в VI-IV вв. до н.э. во времена перехода от ведического к классическому санскриту.
Относительно правила Панини: в санскрите из «тат» получается «тада» с помощью частицы «-да», в русском из «тот» получается «тогда» с помощью частицы «-гда».
О близости русского и санскрита: можно привести множество примеров родственных слов, ограничусь, как мне представляется, древними словами: нить-нитья, уста-ошта, грива-грива, нос-наса, дева-деви, простор-прастара, нас-нас, с-са, та-та, те-тэ, тот-тат, тогда-тада, этот-этат, ни-ни, нет-нэд, вас-вас, сам-сама…
Дальше попробуйте перевести на русский самостоятельно:
Числительные: эка, два, три, чатур, панча, шашта…
Родственники: матрь, тата, суну, снуша, бхратрь, дэврь, свакр, швашурья…
Конечно, на то и родственные языки, чтобы иметь некоторые общие черты. На основании сходства можно говорить об общем предке двух языков, можно даже говорить о происхождении русского от ведического санскрита. Но давайте не будем забывать, что первый письменный источник на ведическом санскрите датируется 3900 г. до н.э. (Ригведа), а русскому языку «отвалили от щедрот» чуть больше тысячи лет (да и то в виде древнерусского).

4. Когда читал я о правиле Панини, что-то стал я вспоминать. Пятый класс, лето в деревне, сверстников нет, вокруг только пожилые, мой прадед и я, а остальные в поле (вроде грамотное предложение, хоть и без глаголов). Меня тогда смешили некоторые слова «другорядь», «покамест» и «все года» в смысле «всегда». Так вот оно! Эврика!
ВСЕ ГОДА – ВСЕГ[О]ДА – ВСЕГДА. Произносим слитно и редуцируем «о». Вот она частица «-гда», о которой говорил Дурга Прасад Шастри. И не надо придумывать объяснения возникновения «Г» при переходе от санскрита к русскому, типа «буква g в русском слове обычно обозначает соединение в одно целое частей, существовавших до того отдельно». В русском языке существует ясный механизм образования этих наречий времени с помощью сокращённого «года» - «-гда», а в санскрите, похоже, этот механизм не так очевиден, что пришлось правило формулировать. Действительно: всегда – все года, иногда – иные года, тогда – те года или тот год, а вот в санскрите год = дхатр (не знаю множественного числа) и переход тада из тат+дхатр, сада из сарва+дхатр, может быть, не работает. В таком случае возникает подозрение о наследственной связи русского языка с санскритом, в обратном принятому направлении – может санскрит является производным от русского (пусть и древне-) языка, прямым наследником которого является современный русский язык.
Трудно представить, что в процессе образования нового языка в нём не с того, начинают добавлять звук (г), легко представить, что в процессе развития языка или заимствования «лишний» звук пропадает. Мне лично, легче представить образование «сада» из «всегда», чем из «сарва + да». Многие у нас так и говорят вместо всегда, что-то вроде «седа».
Я понимаю, что переход всегда = все года, давно известен лингвистам, но в сочетании с правилом Панини, заставляет взглянуть на этногенез совсем с другой стороны, не со спины, а спереди (по отношению к русским). И совсем другими глазами посмотреть на концепцию Александра Драгункина.

5. Александр Драгункин «5 СЕНСАЦИЙ».
Александр Драгункин показывает, что даже «европейские» языковые конструкции являются точнейшими «кальками» конструкций русских, а «европейские» слова являются просто «модифицированными (или искажёнными!) вариантами» слов, УЖЕ РАНЕЕ «построенных» в рамках языка русского из чисто русских же «составляющих»: из русских приставок + русских пракорней + русских суффиксов, имеющихся в первозданном виде и в такой полноте ТОЛЬКО в языке русском — и вот эти-то уже готовые "конструкции" и «словарная база» и «уходили» от нас, образовывая новые «европейские» языки и новые "европейские" слова. (см. сайт Александра Драгункина).
Для справки: Александр Драгункин – автор уникальной методики изучения английского языка, которая воспринята «на ура» народом, которому надо быстро изучить английский для общения. Эта же методика объявлена «мракобесием» и «ересью» лингвистами, которые видят изучение английского языка только в грамматике (сколько времени было убито на английское фьюче сонтиниус ин вэ паст перфект).
Для меня очень положительно охарактеризовало Александра то, что на форуме филфака СПбГУ его назвали «позором мировой филологии». Значит, человек придумал что-то революционное.
 

Подводя итоги, скажу, что исходя из традиционного взгляда на историю русского языка и русского народа, «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», выглядит дико. Действительно, как мог Александр Великий договариваться с русскими о «разделе сфер влияния», если русских тогда ещё не существовало.

Если же русский язык существовал хотя бы 6 тысяч лет назад, то легко представить следующий процесс:
Ледник отступил (11 тыс. лет назад) оставив за собой тундру.
По мере потепления и просыхания, тундра отступала на север, вытесняемая лесами.
Вслед за лесами шли на север и наши предки.

Вот такой взгляд на историю русского народа как-то больше греет душу, чем официальная партизанская теория. И в таком свете «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» выглядит достаточно достоверно.

 

  • 1
  • 1